Начало большого пути или вперед на север
Идея посетить Ямал давно витала среди команды журналистов, регулярно посещающей пресс-мероприятия ООО «Газпром трансгаз Ухта». Этот край манил своей недоступностью, удаленностью и невероятной энергетикой.
На третий день путь пресс-тура «Сокровища Ямала — энергия страны» лежал дальше на север — на Харасавэй, что в переводе с ненецкого означает «извилистая река».
Это имя носит и сама река, а также мыс, вахтовый поселок и газокондесатное месторождение, которое называют настоящей кладовой Ямала.
Полет от КС «Байдарацкая» до вертолетной площадки Харасавэйского поселка занял один час. Когда в иллюминаторе открылся вид на морское побережье, пляжи без конца и без края с почти белым песком, уже отстроенные вахтовый жилой комплекс и электростанцию, стало ясно, почему это место обладает почти мистической силой. Небо здесь невозможно прекрасно. Оно сливается с морем и тундрой, играя слоями света, повторяющими цвет морских волн. Небо отражается и в изгибах многочисленных рек, ведь в отличие от Бованенково, здесь почти нет озер, а ленты речной глади тянутся к Карскому морю, чтобы стать его частью.
На вертолетной площадке журналистов вновь встретили коллеги из ООО «Газпром добыча Надым». Они провели экскурсию по побережью и остаткам старого вахтового поселка, по пути рассказав о перспективах этого места, которые уже совсем скоро станут реальностью.
Сейчас на Харасавэйском месторождении созданы бытовые объекты жизнеобеспечения, работает единственная скважина, обеспечивающая газом нужды поселка. Проектом обустройства предусмотрено строительство установки комплексной подготовки газа, дожимной компрессорной станции, кустов эксплуатационных газовых скважин, транспортной и энергетической инфраструктуры. Скважины для разработки морской части месторождения будут буриться с берега.
Условия для освоения Харасавэй сложны: здесь большая толщина слоя вечной мерзлоты, высокая засоленность грунта, шквалистые ветра, что осложняет создание промышленных объектов. Чтобы исключить риски оттаивания мерзлоты планируется широко использовать парожидкостные охлаждающие установки. Замкнутые системы водоснабжения позволят избежать загрязнения почвы и водоемов.
Для транспортировки газа с Харасавэя будет построен газопровод-подключение около 100 км до Бованенковского месторождения. Далее эстафету примет ООО «Газпром трансгаз Ухта», обеспечивая транспортировку ямальского газа в Единую систему газоснабжения России.
Еще одной особенностью, определяющей условия освоения Харасавэя, является предварительная ликвидация накопленного экологического ущерба. Ситуация возникла из-за наследия тех времен, когда происходили первые попытки освоения полуострова в 70-хх годах прошлого века. Харасавэйское месторождение было открыто в 1974 году скважиной № 1 «Главтюменьгеологии». Продолжение геологоразведочных работ было поручено Карской нефтегазоразведочной экспедиции, местом базирования которой на долгие годы и стал посёлок Харасавэй. На месторождении было пробурено 65 поисково-разведочных скважин. В 1976 году атомный ледокол «Ленин» привел из Мурманска к мысу теплоход «Павел Пономарев» с 4 тоннами техники и оборудования, и здесь впервые была произведена самовыгрузка прямо на лед. В 90-е годы активное освоение полуострова свернули, а техника, жилые и производственные помещения остались на берегу никому не нужными. В настоящее время это наследие прошлого находится в зоне ответственности ЯНАО.
В связи с новым этапом развития полуострова в ближайшее время с Харасавея планируется вывоз 25 тысяч тонн мусора, скопившегося ещё с незапамятных времен после ухода Карской нефтегазоразведочной экспедицией.
Еще одна несомненная особенность Харасавэя — это морской климат. Как отмечают сопровождающие, применяемое в этих условиях оборудование должно иметь дополнительную защиту и не давать сбоев при длительном сроке эксплуатации, а ржавеет здесь все без специальной обработки очень быстро.
Улетать отсюда было непросто. Это место гипнотизирует, подтверждая все, что было услышано ранее. И точка, откуда десятелетия назад началось освоение Ямала, скоро получит вторую жизнь.
Владимир Алтухов, машинист технологических компрессоров, работает на станции семь с половиной лет и обеспечивает надежный процесс транспорта газа: контролирует работу агрегатов и выбирает оптимальный режим для них, предупреждает возможные нестандартные ситуации.