Наше путешествие начинается в Воркуте, третьем по величине городе за северным полярным кругом. Именно здесь начал свою работу пятый пленэр визуальных искусств «Клюква. Берега». Город шахтеров, вечной мерзлоты и медведей (Воркута в переводе с ненецкого языка означает «река, изобилующая медведями») является опорной базой Вуктыльского ЛПУМГ предприятия «Газпром трансгаз Ухта».
Столица Заполярья, вопреки прогнозам, встретила участников солнцем и ясным небом.
Ни один город Республики Коми нельзя сравнить с Воркутой. Атмосфера городских улиц, архитектура одновременно впечатляют и разочаровывают, без слов говоря о непростой исторической судьбе города.
Сколько имен, сколько событий, человеческих судеб с ним связано. Яркий пример — памятник С. М. Кирову — символ дружбы между заполярной Воркутой и героическим Ленинградом, подаренный городу в 1944 году.
Участники пленэра, а среди них известные мастера и молодые художники, фотографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Сыктывкара и Ухты — всего 16 человек — провели первый день экспедиции, знакомясь с городом и готовясь к переезду на КС «Гагарацкая».Путь на компрессорную станцию ООО «Газпром трансгаз Ухта» на вахтовом КАМАЗе по насыпной дороге оказался долгим и непростым. Тундра не хотела раскрывать свою красоту и давила однообразием пейзажа и проливным дождем, даря редкие просветы.Приятными бонусами были морошковые оазисы, привлёкшие участников пленэра своим изобилием. Подобного не встретишь на обычном шоссе.Северная янтарная ягода, пусть и не клюква, оказалась в шаговой доступности от дороги в зарослях карликовой берёзы — главной составляющей местного ландшафта.Чем ближе к компрессорной станции — тем больше озёр, холмов и хаотичных каменных глыб. Мощное и непривычное ощущение для новичка, впервые посетившего эти места.
«Гагарацкая» величественно выросла перед участниками «Клюквы» на фоне гор Полярного Урала уже после полудня.
А после осмотра объекта — посещение живописных мест вокруг КС «Гагарацкая».Если фотографы пленэра успели за два неполных дня набрать материал для экспозиции, то художники расположились с этюдниками только у берегов реки Кара после обеда. Именно по линии этой реки проходит граница между Республикой Коми и Ямало-Ненецким автономным округом.
Творческий подход работ участников собрал совершенно разные техники и способы исполнения: акварель, масло, пастель, маркер.
Второй день сломал представление о тундре и северных вахтовых объектах: здесь очень красиво.
От золотых закатов и ромашковых полей до аскетичных, вывороченных корней деревьев на берегу порожистых рек.
Где-то в тундре, недалеко от «Гагарацкой» расположен каменный каньон — Малый Летгей. Именно сюда отправилась экспедиция на третий день путешествия.
После высадки художники и фотографы сразу разделились: одни начали искать наиболее удачные точки для рисования с расчётом на то, что проведут здесь весь день. Кристина Овсянкина, художник из Сыктывкара выбрала для себя берег реки.
Для человека, выросшего на равнине, Малый Летгей — настоящее откровение.
Здесь есть крутые обрывы и мягкие переходы холмов, отвесные скалы от ослепительно-белого до почти охристо-багрового цвета, развалы каменных глыб, насыпи мелких камней-гладышей, шум воды на порогах, тундровые ягоды и цветы-дикоросы, каменный каньон с крохотными перекатами и до невозможности голубое небо над головой.
После позднего обеда часть группы отправилась на вездеходах «Трекол» и «Петрович» к Константиновому камню. На фото: ухтинский художник Олег Сизоненко, фотограф Марина Сивакова, фотограф санкт-петербургского Эрмитажа Юрий Молодковец.
Константинов камень — горный массив, с которого начинаются горы Полярного Урала. У их подножья расположено святое для коренных народов озеро, ставшее частью местных легенд.
А если учесть, что именно здесь проходит граница между Европой и Азией, то пленэр «Клюква. Берега» в этом году побывал в двух частях света.
Обратная дорога до компрессорной станции превратилась в настоящее арктическое сафари: пейзажи менялись с огромной скоростью, флэшкарты фотоаппаратов заполняли кадры горных панорам, разломов, ручьев, стоянок местных жителей на горизонте.
И где-то вдалеке маяками-ориентирами служили промышленные объекты газотранспортной системы Заполярья.
Возвращались на КС уже почти в темноте, в полной мере насладившись багрово-розовым закатом в тундре.
Утром четвёртого дня уже знакомые вездеходы «Трэкол» и «Петрович» повезли творческую группу в посёлок Хальмер-Ю — шахтерский город-призрак примерно в 70 километрах от Воркуты.
Город закрыли ещё в конце прошлого столетия, жителей переселили, а оставшиеся здания и дома используются военными как учебный полигон.
Ощущения от нахождения в этом месте — словно ты внутри фильма о войне или постапокалипсисе. Обрушенные стены зданий, остатки кружев в разбитых окнах квартир, расплавленные стеклянные бутылки на кострищах, глыбы из строительных плит и кирпича. Впечатления настолько сильные и разные, что пугали своей остротой.
Ольга Орлова — участник пленэра, искусствовед из Сыктывкара, отметила, что в этом нет какого-то нарушения — всё очень гармонично. У каждого из художников и фотографов, посетивших сегодня Хальмер-Ю, свой путь и своё восприятие окружающего мира. И именно этим интересен пленэр этого года — контрасты и разные точки зрения.
После полудня тучи над посёлком развеялись, появилось солнце и вездеходы отправились по бездорожью к водопадам на реке Хальмеръю. Водопад на реке Хальмеръю с 1989 года является водным памятником природы и одним из самых больших водопадов на европейской части России.
Несколько часов участники пленэра практически медитировали на берегах реки и склонах горных выступов. На фото: Вера Петровская, художник из Санкт-Петербурга.
Именно в таких местах не нужно даже прилагать усилий для поиска вдохновения.
Пятый и шестой день участники провели на самом таинственной этапе своего путешествия — острове Вайгач, добраться куда возможно вертолетом или грузовым морским судном.
Остров Вайгач находится на стыке двух морей — Баренцева и Карского. Он отделён от материка проливом Югорский Шар, от архипелага Новая Земля — проливом Карские ворота. Это труднодоступный уголок Арктики, являющийся природным заказником государственного значения.
Основной базой пленэра стал посёлок Варнек, в общим числом жителей чуть более 100 человек.
Это совершенно другие люди, нежели те, с которыми мы встречаемся каждый день в обычной жизни. Их быт и уклад размерены, самобытны и подчинены дыханию острова. Туманы здесь опускаются, если потревожить духов, а на снегоходах ездят даже летом — это главный вид транспорта на Вайгаче влюбое время года.
Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.